асилий
Николаевич Липатов родился 10 января 1897 года в городе
Раненбурге, бывшей Рязанской губернии, в семье учителя пения. В
1921 году В. Н. Липатов поступил в Ленинградскую консерваторию.
Он обучался одновременно на композиторском (у профессора М. О. Штейнберга) и фортепианном (класс профессора Н. И. Рихтера)
факультетах. Окончил консерваторию по классу фортепиано в 1927
году.
Годы учения В. Н. Липатов совмещал с работой, преимущественно в
качестве аккомпаниатора. Особенно плодотворно он работал в
области эстрадной музыки, а также в песенном жанре. Большой
популярностью пользовались песни Липатова на стихи Сергея
Есенина "Письмо матери" и другие. Кроме этого В. Н. Липатов
писал музыку к драматическим спектаклям ("Молодая гвардия",
"Где-то в Москве").
Умер 10 февраля 1965 года
Из воспоминаний В. П. Соловьёва-Седого о В. Н. Липатове:
"Одной из колоритнейших фигур, запомнившихся мне с
юности, был высокий худощавый блондин Василий Николаевич Липатов. Он был
лет на десять старше меня и уже успел "проесть" передние зубы и поэтому
старчески шамкал.
В годы гражданской войны Василий Николаевич служил
в Красной Армии, был командиром взвода и имел боевые награды.
Учился он в свое время в Ленинградской консерватории по
композиции у М. И. Штейнберга, а по классу фортепиано - у Н. Рихтера, был
отличный пианист, сам преподавал фортепиано в музыкальных училищах,
работал аккомпаниатором и делал это чрезвычайно ярко. Выступать с
Липатовым было легко и приятно. Актеры чувствовали себя на эстраде
уверенно, хотя знали, что Василий Николаевич строг в своих суждениях и
часто говорит о вокалистах откровенно всё, что думает. Но "дяде Васе"
всё прощалось, так как он, как немногие, обладал огромной интуицией и
часто буквально спасал певца, если тому было трудно справиться с
каким-нибудь фортиссимо или пианиссимо.
Липатов писал музыку к спектаклям драматических театров,
оригинальные песни и музыку для народных инструментов, делал обработки
народных песен.
Особым, невиданным, шумным и, я бы даже сказал,
скандальным успехом пользовалась в конце двадцатых годов знаменитая
песня "Письмо матери". Песню эту, в меру сентиментальную и хорошо
сделанную на замечательный есенинский текст, подхватили десятки, сотни,
тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города
и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана,
бара, кафе, такой "пивнушки", где не исполнялась бы песня Липатова.
В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал
знаменит, популярен, любим. Пришел достаток, можно было бросить и
музыкальную школу, и работу аккомпаниатора и заняться наконец любимым
делом - сочинением музыки...
В начале тридцатых годов, когда усилилась борьба с
упадочными настроениями среди молодёжи, "Письмо матери" практически не
исполнялось. Липатов это тяжело переживал. Вот почему всё, что он делал
потом, было вымучено и бескрыло, а "Письмо матери" стали забывать...
Когда я услышал впервые эту песню, мне было восемнадцать.
И много лет спустя я всегда испытывал к Липатову симпатию и сочувствие.
Я, как мог, помогал Василию Николаевичу, а потом, уже после войны, став
председателем правления Ленинградской организации Союза композиторов,
всячески старался улучшить его положение. А оно было нелегким. Он пил,
мало работал, не хотел лечиться. Так он и ушел от нас, рано
состарившийся, больной, мнительно-гордый. Он не сумел оправится от
своего единственного успеха..."